Печать

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

markian martirij-2

Каждый день мы с Вами приходим на работу, где совершаем нотариальные действия, обеспечивая тем самым защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. У нас замечательная профессия, которая дает возможность самореализации, постоянного профессионального развития и обеспечивает материально. Наша профессия значима и социально и духовно. У нас есть свой профессиональный праздник - День нотариата (26 апреля), а также и отмечаемый ежегодно День юриста (3 декабря). Конечно, они не заметны для большинства обывателей, но не для самих юристов: поздравления, награды, банкеты, благотворительные акции и важные встречи.

Подобные праздники были и ранее, например, в Византии: корпорации нотариусов считали своими покровителями святых Маркиана и Мартирия. В этот день ученики-нотарии (студенты-юристы) проводили процессии, и в связи с этим имелось множество документов о запретах церковными властями всевозможных игр, сценических представлений и демонстраций, устраиваемых студентами-юристами.

Так кто же такие «нотарии» и почему они своими покровителями считали святых Маркиана и Мартирия.

Летоисчисление истории существования нотариата принято вести от Древнего Рима (согласно Ляпидевского Н.П.), где был сформирован табеллиональный нотариат. Деятельность табеллионов заключалась в составлении юридических актов и судебных документов для всех желающих, готовых платить за это деньги. Причем государство строго контролировало данный процесс - все акты составлялись на официальной гербовой бумаге, подписывались участниками процесса и удостоверялись подписью табеллиона, затем документ опечатывали. После того, как составленный табеллионом документ вносился в судебный протокол, он приобретал публичный характер и безусловную подлинность. Примерно в конце II — начале III века Римская церковь выступила учредителем института церковного нотариата - во время бесед епископа с народом, рядом неизменно присутствовал нотарий (одна из архаичных форм слова «нотариус»), в чьи обязанности входило письменно фиксировать все сказанное. Все записи делались в стенографическом варианте, что и послужило основой для наименования должности. «Нотариат» образовано от латинского notta — знак, используемый для повышения скорости записи. Каждая церковь могла иметь неограниченное количество нотариусов. Учитывая несложность церковных дел, нотариусов было немного. Но в пределах одной церкви они все же образовывали корпорацию. Основные функции церковных нотариусов выглядели так:

- присутствие во время бесед епископа с народом и стенографирование услышанного;

- составление различных актов, связанных с делами церкви (избрание епископа и т.д.);

- составление документов с последующим удостоверением собственной подписью исходивших из церкви документов или составленных в ее пользу актов (дарственные на имущество в пользу церкви и т.д.).

Как и римские табеллионы, церковные нотариусы должны были заниматься предоставлением составленных документов в судебные учреждения и контролировать их внесение в протокол, дабы придать документам публичное значение. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь выводит его в область светской жизни, и назначает нотариусов для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы. Развитие церковного нотариата идет гораздо интенсивнее и гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства. Иерархическое положение нотариусов и их представителей столь же высоко в церковной сфере, как императорских в светской. Впоследствии, в светской области нотариат окончательно устанавливается в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

В эпоху гонений христианства нотариусы верой и правдой исполняли свое предназначение, фиксируя стенографически диалоги мучеников и судий. Именно эти записи и стали бесценным материалом для истории церкви в первые века.

7 ноября (25 октября по старому стилю) Православная церковь совершает день памяти святых нотариусов Маркиана и Мартирия. Они были секретарями и нотариусами (нотариями) святого Павла Исповедника, патриарха Константинопольского, записывали поучения патриарха и его деяния. Со святительского благословения, Маркиан и Мартирий и сами проповедовали слово Божие, защищая Церковь от ересей (лжеучений).

В то время большое распространение получило лжеучение Ария, по которому Христос не признавался Богом. Осужденная на Первом Вселенском соборе при равноапостольном царе Константине, эта ересь при его сыне Констанции, снова стала набирать силу. Когда же сам царь перестал почитать Христа истинным Богом и стал арианином, на православных открылось гонение.

Святителя Павла Исповедника ариане увезли в Армению и там убили, а святых Маркиана и Мартирия стали всячески склонять к лжеучению. Предлагали им за это и деньги, и власть, и почет, даже обещали их сделать архиереями, но святые отвергли все предложения ариан, желая лучше умереть за Христа, но истинно исповедовать Его Сыном Божиим, Единосущным Отцу. Тогда ариане осудили святых на смерть. И мученики Маркиан и Мартирий были обезглавлены в 355 году. Святые нотариусы приняли мученическую кончину за правую веру.

Из различных исторических источников мы видим, что святым Маркиану и Мартирию часто молились об успехах на юридической ниве, прося помощи в самоотверженном труде над «письмоводством и делопроизводством» при оказании всякой помощи (юридической).

Сейчас икона святых Маркиана и Мартирия находится в Храме Христа Спасителя в Москве.